Мотив власти -
это стремление личности влиять на людей. Мотивация власти (потребность
во власти) - одна из самых главных движущих сил человеческих действий,
это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе),
попытка руководить людьми, определять и регламентировать их
деятельность. Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов.
Действия многих людей (например, руководителей различных рангов)
побуждаются мотивом власти.
Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с
чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается
доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус
в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к
самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или
поддержать высокий социальный статус).
Мотив самоутверждения является достаточно действенным побудительным
фактором, который учителя, тренеры, руководители пытаются актуализировать у
своих учеников (спортсменов, подчиненных), усиливая мотивацию к деятельности.
Идентификация
с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира,
авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Этот мотив побуждает
работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и
молодежи, которые пытаются наследовать других людей в своих действиях. Мальчик хочет быть таким, как папа, и это побуждает его выполнять физические упражнения. Юноша,
стремясь наследовать выдающегося ученого, много занимается физикой:
читает, рассуждает и т.п. Юный футболист пытается наследовать Пеле,
Марадонну или другого выдающегося спортсмена. Это побуждает его к
интенсивной тренировке, проработке определенных технических приемов,
которые использовали кумиры.
Итак
,любая деятельность, в основном, вызывается не только одним, а сразу
многими мотивами. Чем больше мотивов определяют деятельность, тем выше
уровень мотивации, при условии однонаправленности общего вектора
деятельности. Например, когда деятельность мотивирована шестью
однонаправленными мотивами, то суммарный уровень мотивации намного
выше, чем когда действия человека вызывают только два однонаправленных
мотива. Многое зависит от стимулирующего заряда каждого отдельного
мотива. Иногда сильный стимул какого одного мотива побеждает влияние
многих мотивов, вместе взятых.
Как известно, любая деятельность является полимотивированной, т.е.
побуждается не одним мотивом, а несколькими, иногда даже многими мотивами.
Полимотивированность деятельности предопределяется тем, что действия человека
определяются отношением к предметному миру, к людям, к обществу, к самому себе.
Так, забота о своей собаке может отвечать мотиву "любви к животным" и
вместе с тем - мотиву воспитания детей, охраны квартиры, необходимости
осуществлять полезные для здоровья прогулки.
Относительно феномена полимотивации А.Маслоу утверждал, что любое
поведение проявляет тенденцию к детерминации несколькими или даже всеми
базовыми потребностями одновременно, а не одной. Привлечение как можно большего
числа потребностей (актуализация большего числа побуждающих факторов) повышает
общий уровень мотивации деятельности.
Смысл деятельности человека заключается не только в получении
результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может
нравиться процесс выполнения деятельности (например, проявление физической и
интеллектуальной активности). Подобно физической активности, умственная
активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической
потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его
результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента
мотивации.
Мотивация состоит из факторов, вызывающих активность личности и определяющие направление личной деятельности. Термин
"мотивация" используется во всех областях психологии, которые
исследуют причины и алгоритмы поведения человека и животных.
Побуждающие факторы можно можно условно классифицировать так: 1) инстинкты и потребности как источники активности личности; 2) мотивы как причины, определяющие вектор поведения и общий характер действий. Потребность:
состояние ощущается как необходимость чего-либо, которую личность
стремится компенсировать; внутреннее напряжение, направляющее
активность на получение необходимого для нормального функционирования
личности.
Итак, сразу переходим к делу и начинаем уже сейчас
психофизическую тренировку.
Основные источники мотиваций? Они вам все известны не
хуже меня, начнем по порядку их разбирать и сразу же работать над их
модификацией в эффективные программы личностного роста. Работать будем
одновременно и сразу со всеми.
Мотивация - это совокупность побуждающих факторов,
определяющихдеятельность личности; к
ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые
определяют поведение человека.
Любая деятельность порождена какими-то
мотивами. Мотив – это то ради чего действует человек. Понятие "мотив"
(от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности,
побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные:
интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом,
самоутверждение и т.п.
Если человек стремится к выполнению
определенной деятельности, значит у него есть мотивация. Например, если
школьник успешен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который
достигает высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; у
менеджера высокоэффективного предприятия – прекрасная мотивация к управлениюи т.д.