Древние называли атлантами или атарантами ,народы,
проживавшие в северо-западной части африканского континента. До сих пор
Атласскими горами (Атлант на греческом - Atlas) называют горную систему
на
северо-западе Африки ,служащую барьером между жаркой пустыней Сахарой и
Средиземным морем на севере и Атлантическим океаном на западе. Берберы,
которые
считаются потомками легендарных атлантов, сохранили в своих преданиях
воспоминания о сказочном и могущественном царстве под названием Аттала,
которое
в древние времена активно поддерживало с их предками торговые отношения
,а
затем неожиданно захватило их территории. Необходимо отметить ,что
рассказ о
трагическом исчезновении Атталы включает оптимистическое предсказание
,что в
будущем это царство обязательно поднимется со дна океана ,где находится в
настоящее время.
«В те дни мир процветал ,народ размножался, мир ревел, как
дикий бык, и великий бог был разбужен шумом. Энлиль услышал этот шум и
сказал
богам, собравшимся на совет: «Шум, производимый людьми ,невыносим, из-за
него
невозможно спать». И тогда боги поклялись уничтожить человечество».
По мнению многих исследователей ,библейское повествование о
потопе не является оригинальным и восходит к шумеро-аккадским сказаниям.
«В то время были на земле исполины, особенно же с того
времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим и они стали
рождать
им: это сильные, издревле славные люди».
Что это за «сыны Божии», которые стали входить к дочерям
человеческим?
Параллельно с увеличением количества научных работ и
исследований, трактатов и повествований об Атлантиде возрастает также и
число
гипотез по поводу расположения исчезнувшего континента. При этом
мифическая
Атлантида размещается авторами где только им угодно.
Одни исследователи полагают, что исчезнувший континент
находился не в Атлантике, а в Средиземном море, в районе острова Тира.
Эта
гипотеза была весьма распространа среди исследователей начиная с конца
XIX
века. По мнению других, Атлантиду нужно искать в Тиррении, Черном море,
Тунисе,
Марокко или Сахаре. Отождествляли её и с территориями, расположенными в
Восточной и Западной Африке, в Аравии и в пустыне Гоби в Азии. Были
предположения, что Атлантида находилась в Северном море недалеко от
острова
Гельголанд, в Тартессе в Испании, на полуострове Юкатан в Центральной
Америке,
в Тиауанако в Боливии и в Бразилии.
Идентифицировали Атлантиду также и с Антарктидой. Данную
гипотезу связывают с глобальной катастрофой, приведшей к смещению
полюсов.
Каждая из упомянутых здесь гипотез, несмотря на очевидную
спорность предположения, заслуживает внимания и отдельного разговора.
История
Лемурии и Му также может привлечь внимание ученых, поскольку некоторые
ученые
помещают Атлантиду в Индийский и даже Тихий океан. В доисторические
времена
расположение однажды поднявшихся из океана участков суши ,было совсем
иным. Затем
в результате неизвестных нам геологических процессов, будь то
тектонические
разломы, или извержения вулканов, или какие-либо другие природные
катастрофы,
континенты распадались на части, погружались в воды океана или
покрывались
ледниками. Вполне возможно ,что нечто подобное погубило Атлантиду.
Остановимся на острове Тира. Тира, или Санторин (Святая
Ирина), представляет собой группу из пяти островов вулканического
происхождения
в греческом архипелаге Киклады. Санторин расположен примерно на полпути
между
Критом и Пиреем. Три острова: Тира – главный остров площадью около 75
кв. километров
и береговой линией 70
километров, Тарассия – малонаселенный остров
меньших
размеров, и Аспронисси – пустынная и выжженная солнцем скала, -
обрамляют
гигантскую кальдеру (котлообразная впадина), образовавшуюся в результате
мощного извержения вулкана. В центре кальдеры находятся два небольших
острова
,возникших в результате последних извержений большого подводного
вулкана. Речь
идет об островах Палеа-Камени и Неа-Камени , «сложенных из острых блоков
блестящей лавы черного цвета».
Главными из дошедших до нас древних литературных памятников
об Атлантиде – являются два диалога Платона «Тимей» и «Критий». По
утверждениям
скептиков, рассказ Платона об Атлантиде – это только плод его буйного
воображения. Они утверждают , чтодревнее вымышленное государство Атлантида потребовалось ему в
рамках его
философских трудов об идеальном государственном устройстве. Напомним,
что в
числе оппонентов Платона был даже его собственный ученик, известный
философ и
великий адепт логики и аналитического образа мышления Аристотель. Но
есть и
другие мнения.
Дженнаро Амато, ярый исследователь Атлантиды, автор книги
«Платон и Атлантида», нисколько не сомневается в достоверности рассказа
Платона. Он заостряет особое внимание на нескольких ключевых моментах
диалогов
Платона, к которым, по его мнению, следует прислушаться: «Древность
письменных,
а не устных египетских преданий по сравнению с греческими традициями;
общность
происхождения афинян и египтян; научный фон, содержащийся в
мифологических
повествованиях, разрушительные землетрясения и потопы, имевшие место до и
после
Всемирного потопа; существование письменности до Всемирного потопа;
существование за пределами Столпов Геракла большого острова Атлантида и
других
островов, через которые осуществлялась связь с противоположным
континентом
(Америкой); существование мощной морской державы, господствовавшей на
море; её
владычество над Ливией вплоть до Египта и над всем Средиземноморским
бассейном;
землетрясения и потопы, приведшие к погружению Атлантиды и греческих
городов на
дно моря».
При прочтении диалогов Платона возникает вопрос: когда
именно произошла катастрофа и Атлантида погрузилась в пучину вод? Если
беседа
Солона и египетских жрецов состоялась в 564 году до н.э., а диалог был
записан
Платоном до 350 года до н.э., то принимая во внимание факт, что жрецы
относили
начало войны атлантов с Афинами на 9 тысяч лет назад, то со дня гибели
Атлантиды прошло около 11.5 тысячи лет.
Интересно отметить,
что Платон в своих диалогах упоминает континент, расположенный по другую
сторону от Атлантиды и отделенный от неё островами – Антильскими. То
есть
Платон сообщает нам в своих диалогах об американском континенте более
чем на
две тысячи лет раньше, чем это сделал Христофор Колумб.
В текстах Платона говорится о целой цепочке островов,
возвышающихся в Атлантическом океане «за Столпами Геракла», самый
большой из
которых, по площади примерно в 8 раз превышающий Сицилию, считался
главным
островом.
Заслуживают особого внимания строки из Тимея, в которых
повествуется о молодости греческой истории по сравнению с необъятным
прошлым
человечества, и о том, что «уже были и еще будут многократные и
различные
случаи погибели людей, и притом самые страшные – из-за огня и воды, а
иные,
менее значительные, - из-за тысяч других бедствий».
Не обошел своим вниманием Атлантиду и Фулканелли,
опубликовавший свои труды в период между двумя мировыми войнами XX века в своей книге
«Философские обители» он задаётся вопросом: «Существовал ли на самом
деле этот
удивительный остров, загадочное описание которого оставил Платон?»
Далее Фулканелли, аргументируя научными фактами, известными
на то время, подтверждает правоту тех, кто верит в реальность Атлантиды.
«Уверенность в истинности повествования Платона убеждает в том, что
Земля
периодически претерпевает настоящие потрясения, чьим зафиксированным в
письменной традиции символом и священным прообразом служит библейский
потоп.…. Истины, поведанные
Платоном,
несомненно, восходят к глубокой старине, а его книги – вместилище
древних
знаний».
Согласно рассказу Платона, в египетских анналах могли
храниться сведения о других потопах, последовавших за погружением
Атлантиды. С
одной из таких менее масштабных катастроф мог быть связан греческий миф о
Девкалионе и Пирре…
Фулканелли, последний из великих адептов алхимии, наследник
эзотерических знаний, которые через Египет и тамплиеров восходят к
исчезнувшей
Атлантиде, подтверждает слова Сонхиса, верховного жреца Саиса, о
катастрофическом потопе и о других более мелких катастрофах, происшедших
позднее и не имевших вселенских масштабов.
Тема Атлантиды на протяжении нескольких исторических эпох
всегда оставалась в центре внимания философов, историков, исследователей
и
писателей, актуальна она и сегодня.
Самое ранее описание Атлантиды связано с именем древнегреческого
ученого-историка Марцелла, жившего во времена Платона. Но об этом мы
узнаём не
из трудов Марцела, а из рассказов древнегреческого философа-неоплатоника
V века
Прокла, повествующего о плавании Марцела за пределы «Столпов
Геракла» и посетившего переживший катастрофу архипелаг из
десяти островов.
В реальное существование Атлантиды верили также Крантор,
философ платонической школы III века до н.э., и Посидоний из Апамеи,
философ-стоик I века до н.э. Миф об Атлантиде пережил и Греко-римскую
эпоху и
эпоху Средневековья, в эти времена Атлантида просто идеализировалась и
сравнивалась с земным раем – Эдемом, места самого вожделенного в Средние
Века.
Но серьёзных исследований вопроса об Атлантиде в те времена не
проводилось. Однако
после публикации книги «Новая Атлантида»
английского философа Френсиса Бэкона в 1626 году, вопрос Атлантиды
завладел
вниманием общества. В этой повести центром развития цивилизации стал
остров
Бенсалем (прототипом являлась Атлантида).
Согласно древним преданиям Эллады, на протяжении нескольких
эпох в далекой древности происходило зарождение и становление народов и
цивилизаций, которые, опустившись с полубожественного уровня на уровень
человеческий, были уничтожены божественным вмешательством в результате
страшной
природной катастрофы.
Но благодаря Платону (Афины, 427-346 гг. до н.э.), одну из
величайших философов всех времен и народов, Атлантида не исчезла с
исторической
сцены. В своих диалогах «Тимей» и «Критий» Платон на основе древнейших
египетских преданий, собранных великим законодателем Солоном (Афины,
640-560
гг. до н.э.) ,рассказал о судьбе некогда могущественного народа, о
существовании которого обычная память уже успела прочно забыть.
Персонажами этих двух упомянутых диалогов Платона выступают
четыре человека: Сократ, мыслитель и философ; Тимей из Локриды,
пифагореец;
Гермократ, сиракузский полководец, находящийся в изгнании и проживающий в
Афинах; Критий Младший, внук Крития Старшего, праправнук Дропида, брата
великого законодателя Солона. Сам Платон ,будучи по материнской линии
потомком
Дропида, состоял в родстве с Критием и Солоном. Именно Критий Младший в
трапезной Платона повторяет рассказ, услышанный его дедом в годы юности
из уст
самого Солона.
В кругу греческих мудрецов того времени существовал обычай
посещать Египет, с которым Эллада поддерживала на протяжении веков
культурные и
торговые связи. Традиционно считалось, что древний народ Египта обладает
ветхозаветными преданиями и невероятно высоким уровнем знаний.
Солон во время своего путешествия по Египту посетил город
Саис, что в дельте Нила, и встретился там с египетскими жрецами,
служителями
культа богини Нейт, которая, согласно одной из космогонических теорий,
являлась
создательницей Космоса. От них он узнал о существовании могущественной
цивилизации Атлантиды и о былом величии Афин.
Приведем отрывки из диалогов Платона «Тимей» и «Критий»,
повествующих о легендарной земле Атлантиде.
Тимей
Солон
рассказывал, что, когда он в своих странствиях прибыл туда, его
приняли с большим почетом; когда же он стал расспрашивать о древних
временах
самых сведущих среди жрецов, ему пришлось убедиться, что ни сам он, ни
вообще
кто-либо из эллинов, можно сказать, почти ничего об этих предметах не
знает.
Однажды, вознамерившись перевести разговор на старые предания, он
попробовал
рассказать им наши мифы о древнейших событиях - о Форонсе, почитаемом за
первого человека, о Ниобо и о том, как Девкалион и Пирра пережили потоп;
при
этом он пытался вывести родословную их потомков, а также исчислить по
количеству поколений сроки, истекшие с тех времен. И тогда воскликнул
один из
жрецов, человек весьма преклонных лет: "Ах, Солон, Солон! Вы, эллины,
вечно остаетесь детьми, и нет среди эллинов старца!" "Почему ты так
говоришь?" - спросил Солон. "Все вы юны умом,- ответил тот,- ибо умы
ваши не сохраняют в себе никакого предания, искони переходившего из рода
в род,
и никакого учения, поседевшего от времени. Причина же тому вот какая.
Уже были
и еще будут многократные и различные случаи погибели людей, и притом
самые
страшные - из-за огня и воды, а другие, менее значительные,- из-за тысяч
других
бедствий. Отсюда и распространенное у вас сказание о Фаэтоне, сыне
Гелиоса,
который будто бы некогда запряг отцовскую колесницу, но не смог
направить ее по
отцовскому пути, а потому спалил все на Земле и сам погиб, испепеленный
молнией.
Произведя
на свет пять раз по чете близнецов мужского пола, Посейдон
взрастил их и поделил весь остров Атлантиду на десять частей, причем
тому из
старшей четы, кто родился первым, он отдал дом матери и окрестные
владения как
наибольшую и наилучшую долю и поставил его царем над остальными, а этих
остальных — архонтами, каждому из которых он дал власть над многолюдным
народом
и обширной страной. Имена же всем он нарек вот какие: старшему и царю —
то имя,
по которому названы и остров, и море, что именуется Атлантическим, ибо
имя
того, кто первым получил тогда царство, было Атлант. Близнецу,
родившемуся
сразу после него и получившему в удел крайние земли острова со стороны
Геракловых столпов вплоть до нынешней страны гадиритов, называемой по
тому
уделу, было дано имя, которое можно было бы передать по-эллински как
Евмел, а
на туземном наречии — как Гадир. Из второй четы близнецов он одного
назвал
Амфереем, а другого — Евэмоном, из третьей — старшего Мнесеем, а
младшего
Автохтоном, из четвертой — Эласиппом старшего и Местором младшего, и,
наконец,
из пятой четы старшему он нарек имя Азаэс, а последнему — Диапреп. Все
они и их
потомки в ряду многих поколений обитали там, властвуя над многими
другими
островами этого моря и притом, как уже было сказано ранее, простирая
свою
власть по ею сторону Геракловых столпов вплоть до Египта и Тиррении.
От Атланта
произошел особо многочисленный и почитаемый род, в котором
старейший всегда был царем и передавал царский сан старейшему из своих
сыновей,
из поколения в поколение сохраняя власть в роду, и они скопили такие
богатства,
каких никогда не было ни у одной царской династии в прошлом и едва ли
будут
когда-нибудь еще, ибо в их распоряжении было все необходимое,
приготовляемое
как в городе, так и по всей стране. Многое ввозилось к ним из
подвластных
стран, но большую часть потребного для жизни давал сам остров, прежде
всего
любые виды ископаемых твердых и плавких металлов, и в их числе то, что
ныне
известно лишь по названию, а тогда существовало на деле: самородный
орихалк,
извлекавшийся из недр земли в различных местах острова и по ценности
своей
уступавший тогда только золоту. Лес в изобилии доставлял все, что нужно
для
работы строителям, а равно и для прокормления домашних и диких животных.
Даже
слонов на острове водилось великое множество, ибо корму хватало не
только для
всех прочих живых существ, населяющих болота, озера и реки, горы или
равнины,
но и для этого зверя, из всех зверей самого большого и прожорливого.
Далее, все
благовония, которые ныне питает земля, будь то в корнях, в травах, в
древесине,
в сочащихся смолах, в цветах или в плодах,— все это она рождала там и
отлично
взращивала. Притом же и всякий нежный плод и злак, который мы
употребляем в
пищу или из которого готовим хлеб, и разного рода овощи, а равно и
всякое
дерево, приносящее явства, напитки или умащения, например, непригодный
для
хранения и служащий для забавы и лакомства древесный плод, а также тот,
что мы
предлагаем на закуску пресытившемуся обедом, — всё это тогда под
воздействием
солнца священный остров порождал прекрасным, изумительным и изобильным.
Пользуясь этими дарами земли, цари устроили святилища, дворцы, гавани и
верфи и
привели в порядок всю страну, придав ей следующий вид.
Прежде
всего они перебросили мосты через водные кольца, окружавшие древнюю
метрополию, построив путь из столицы и обратно в нее. Дворец они с
самого
начала выстроили там, где стояло обиталище бога и их предков, и затем,
принимая
его в наследство, один за другим все более его украшали, всякий раз
силясь
превзойти предшественника, пока в конце концов не создали поразительное
по
величине и красоте сооружение. От моря они провели канал в 3 плетра (89 метров)
шириной и 100 футов
глубиной, а в
длину 50 стадий (9
километров) вплоть до крайнего из водных колец:
так они
создали доступ с моря в это кольцо, словно в гавань, приготовив
достаточный
проход даже для самых больших судов. Что касается земляных колец,
разделявших
водные, то вблизи мостов они прорыли каналы такой ширины, чтобы от
одного
водного кольца к другому могла пройти одна триера; сверху же они
настлали
перекрытия, под которыми должно было совершаться плавание: высота
земляных
колец над поверхностью моря была для этого достаточной. Самое большое по
окружности водное кольцо, с которым непосредственно соединялось море,
имело в
ширину три стадия, и следовавшее за ним земляное кольцо было равно ему
по
ширине; из двух следующих колец водное было в два стадия шириной и
земляное
опять-таки было равно водному; наконец, водное кольцо, опоясывавшее
находившийся в середине остров, было в стадий шириной.
Остров, на
котором стоял дворец, имел 5 стадий (900 метров) в диаметре;
этот остров, а также земляные кольца и мост шириной в 1 плетр (30 метров) цари
обвели
круговыми каменными стенами и на мостах у проходов к морю всюду
поставили башни
и ворота. Камень белого, черного и красного цвета они добывали в недрах
срединного острова и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в
каменоломнях, где с двух сторон оставались углубления, перекрытые сверху
тем же
камнем, они устраивали стоянки для кораблей. Если некоторые свои
постройки они
делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни
разного
цвета, сообщая им естественную прелесть; также и стены вокруг наружного
земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в
расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьем из олова, а
стену
самого акрополя — орихалком, испускавшим огнистое блистание.