Мотивация - это совокупность побуждающих факторов,
определяющихдеятельность личности; к
ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые
определяют поведение человека.
Любая деятельность порождена какими-то
мотивами. Мотив – это то ради чего действует человек. Понятие "мотив"
(от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности,
побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные:
интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом,
самоутверждение и т.п.
Итак, сразу переходим к делу и начинаем уже сейчас
психофизическую тренировку.
Основные источники мотиваций? Они вам все известны не
хуже меня, начнем по порядку их разбирать и сразу же работать над их
модификацией в эффективные программы личностного роста. Работать будем
одновременно и сразу со всеми.
Мотивация состоит из факторов, вызывающих активность личности и определяющие направление личной деятельности. Термин
"мотивация" используется во всех областях психологии, которые
исследуют причины и алгоритмы поведения человека и животных.
Побуждающие факторы можно можно условно классифицировать так:
Смысл деятельности человека заключается не только в получении
результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может
нравиться процесс выполнения деятельности (например, проявление физической и
интеллектуальной активности). Подобно физической активности, умственная
активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической
потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его
результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента
мотивации.
Как известно, любая деятельность является полимотивированной, т.е.
побуждается не одним мотивом, а несколькими, иногда даже многими мотивами.
Полимотивированность деятельности предопределяется тем, что действия человека
определяются отношением к предметному миру, к людям, к обществу, к самому себе.
Так, забота о своей собаке может отвечать мотиву "любви к животным" и
вместе с тем - мотиву воспитания детей, охраны квартиры, необходимости
осуществлять полезные для здоровья прогулки.
Относительно феномена полимотивации А.Маслоу утверждал, что любое
поведение проявляет тенденцию к детерминации несколькими или даже всеми
базовыми потребностями одновременно, а не одной. Привлечение как можно большего
числа потребностей (актуализация большего числа побуждающих факторов) повышает
общий уровень мотивации деятельности.
Итак
,любая деятельность, в основном, вызывается не только одним, а сразу
многими мотивами. Чем больше мотивов определяют деятельность, тем выше
уровень мотивации, при условии однонаправленности общего вектора
деятельности. Например, когда деятельность мотивирована шестью
однонаправленными мотивами, то суммарный уровень мотивации намного
выше, чем когда действия человека вызывают только два однонаправленных
мотива. Многое зависит от стимулирующего заряда каждого отдельного
мотива. Иногда сильный стимул какого одного мотива побеждает влияние
многих мотивов, вместе взятых.
Идентификация
с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира,
авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Этот мотив побуждает
работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и
молодежи, которые пытаются наследовать других людей в своих действиях.
Мальчик хочет быть таким, как папа, и это побуждает его выполнять физические упражнения.
Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с
чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается
доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус
в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к
самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или
поддержать высокий социальный статус).
Мотив власти - это стремление личности влиять
на людей. Мотивация власти (потребность во власти) - одна из самых
главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять
руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми,
определять и регламентировать их деятельность.
Всё мы живём в поле добра и зла и наша главная задача: как можно дальше удалиться от зла и стать немного лучше. Самая главная ошибка - это заявить самому себе, что всё равно ничего не выйдет. Когда мы испытываем стресс - мы совсем не замечаем того, что происходит вокруг нас и делаем в корне неверные выводы. Как же всё-таки научиться понимать себя, и как, наконец-то сделать первый и решительный шаг вперёд? Практические рекомендации по всем этим вопросам даёт психолог Наталья Толстая.