В центре
«интегрального традиционализма» находится концепция Изначальной
Традиции, предшествующей и превосходящей все отдельные традиции, являясь
общим метафизическим корнем различных религий, которые возникали на
поверхности Земли. По словам Жана Робена, автора главной книги о Рене
Геноне (речь идёт о книге «Rene Guenon, temoin de la Tradition»), на
которую теперь нередко ссылаются, Генон был основным «свидетелем
Традиции». Некоторые критики (например, Мишель Вальсан) заходят так
далеко, что даже присуждают ему род папской непогрешимости в этом
вопросе.
Традиционная мысль
опирается, главным образом, на различие между проявленным миром,
вытекающим из постоянной дисперсии и «внеземным», задуманном как
изначальное состояние трансцендентного единства. Это различие между
видимым и невидимым мирами довольно точно соответствует доктрине двух
природ, которую Эвола изложил в начале своей книги «Восстание против
современного мира»: физическая природа, сфера множественности и
количества, и метафизическая природа, охарактеризованная единством и
качеством. С одной стороны духовный мир, место преодоления различий и
антагонизмов, театр coincidentia oppositorum (лат. «Совпадение
противоположностей»), с другой — материальный мир, несовершенная и
преходящая эманация первого, вспышка, несущая множественность
конфликтов, бесформенное царство количества, materia signata quantitate
(лат. «Материя, отмеченная количеством»).
В традиционном
мировоззрении Золотой Век — не только объект ностальгии. Это также
объект надежды. Рай, быстро утраченный на фоне прошлого и прогнозируемый
на горизонте будущего. Каждый цикл содержит в себе семена нового
человечества. Конец текущей Манвантары совпадает с началом нового цикла,
что откроется Золотым Веком. Столкнувшись с собственным растворением в
Кали–югу (индуистский термин, который означает железный век, «тёмный
век», эпоху Кали, богини разрушения), этот вновь возвращённый Рай
символически воссоединяется с вечностью. Это «тысячелетнее царство»,
объявленное в Апокалипсисе.
Поль Серан
напоминает нам, что в своём стремлении к цивилизации «интегрального
христианства», Генон всегда находится «вне и выше модернистских
перспектив фундаменталистов». Такой же является и наша точка зрения в
анализе христианства как метаполитического явления. Не следует приходить
к заключению, что мы ставим на один уровень абсурдные критерии
аджорнаменто (Аджорнаменто (итальян. aggiornamento – обновление) –
тенденция развития современного неотомизма, ориентированная на
ассимиляцию католической теологией новейших философских идей
экзистенциализма, философской антропологии, герменевтики, феноменологии,
а также лингвистической философии, неопозитивизма и, отчасти,
кантианства и когнитивной психологии. Термин введен II Ватиканским
собором (1962-1965), принявшим масштабную программу адаптации неотомизма
к установкам современной культуры) с гораздо более интересными
концепциями архиепископа Лефевра (Марсель Лефевр (Marcel-Francois
Lefebvre, 1905-1991) — католический архиепископ, генеральный настоятель
Конгрегации Святого Духа (CSSp) (1962-1968), основатель и генеральный настоятель Священнического братства св. Пия X ) и аббата Жоржа де Нанта
(Аббат Жорж де Нант – основатель «Лиги католической контрреформации»,
скончался во Франции на 86-м году жизни. Аббат де Нант был известен как
убежденный противник II Ватиканского собора).
Чтобы объяснить
упадок романского мира и описать его связи с происхождением
христианства, историки древнего мира разделились на два лагеря. Одни
верили в естественную смерть римской цивилизации, другие придерживались
мнения исторического убийства, совершённого христианством. Согласно
знаменитой фразе Поля Валери о неизбежной гибели цивилизаций, в упадке
Рима впервые показан результат международного ростовщичества и выражение
исторического фатализма. Будучи далёкими от того, чтобы считать
христианство разрушительной антиримской силой, первые видели в нём
торжественное открытие, отправную точку нового цикла цивилизации. В
отличие от них, вторые ставили христианство перед судом истории и
обвиняли, среди прочего, в том, что оно «украло» у Запада «плоды древней
цивилизации» (Ницше). Эта двойственность мнений отражена в хорошо
известной фразе Андре Пиганьоля (Андре Пиганьоль (André Piganiol, 1883-1968) – французский историк и археолог, специалист по римской истории), в которой последнее ясно разделяется
автором: «Римская цивилизация погибла не естественной смертью, она была
убита».