Россия
– уникальная страна, униальная во всех отношениях. Взять хотя бы
название страны – и... всплывёт целый пласт информации, о которой
большинство жителей России не имеют ни малейшего представления.
Название страны – Россия, возникло от другого слова – «Рассея»,
которое, в свою очередь, образовалось от названия «Рассения». Рассенией
называлась часть древней Славяно-Арийской империи, лежавшая западнее
Рипейских (Уральских) гор.
Земли
восточнее Урала до Тихого океана и далее от Лукоморья (Русского Севера)
до Центральной Индии носили имя «Земля Свята Расы». Иноземцы называли
эту страну по-разному. Одним из последних иноземных имён, известных в
Европе до конца восемнадцатого века, было «Великая Тартария» – самая
большая страна мира, как о ней говорится в первом издании британской
энциклопедии 1771 года. Желающие могут убедиться в этом сами, заглянув
в современное переиздание энциклопедии.
Основным
населением этой империи были славяне, в большей своей части – русские.
В то же время, на её территории проживали и многие другие народы,
имевшие равные права с основным населением. Примерно так, как это
обстоит и в современной России.
..И сейчас вернемся к вопросу, что же это было такое –
«татаро-монгольское» нашествие и последующее трехсотлетнее иго,
поскольку это одно из главнейших событий: столкновение с культурой
Востока, которое до сих пор не дает покоя и историкам, и даже
математикам.
То, что нашествие было, кажется, никто не сомневается, да и трудно
оспаривать, ибо существует мощный пласт летописной и «художественной»
литературы, называющей имена исторических личностей, даты, места
сражений и т.д., вполне сопоставимые с археологическими материалами.
Однако при всем том, иго это было каким-то странным, нелогичным, отчего
возникает множество версий, кто напал и почему и отчего, например, эта
«тьма», полчище, так легко покорила среднюю (Владимирскую) и южную Русь
и вторглась в Европу (Польша, Силезия), покорив пространства, для тех
времен необъятные, и всего за каких-то три года (с 1237 по 1240).
Существует даже версия, будто сами на себя напали. И в ней есть доля истины...
Как известно, до пятнадцатого века на географических картах
(Меркатора) Гиперборея (на греческом), находящаяся за Рипейскими
горами, обозначалась как Тартар. Если перевести это слово с русского на
русский, то означает оно буквально «Земля в земле» (Т – знак тверди, АР
– земля). За счет переогласовки получилось «татар», откуда и пошло
название жителей Сибири – татары. Нужно заметить, что это не
самоназвание какого-то определенного народа, а одно, общее для всех,
кто живет в Тартаре. (Например, казанские татары называют себя
Булгарами, и правильно делают. Пора бы восстановить справедливость.)
Татары, или тартары, жили повсюду, от Урала до Монголии и Китая, и
являлись совершенно разными народами и племенами, а некоторые из них и
в самом деле были тюркоязычными (например, кыргызы, населявшие тогда
некоторые области Восточной Сибири и входившие в состав войск
Чингисхана). Первого японца, оказавшегося в России при Петре, в
Артиллерийском Приказе называют прямо: «Апонского государства татарин
именем Денбей». До сих пор в Сибири всех нерусских чохом называют
татарами, не вдаваясь в подробности. Так, живущие на р. Кеть
угрофинские племена кетов и селькупов (а также зырян и «ясашных»
эвенов) именуют татарами, а они и не противятся.
Фараон Джосер (что означает Великолепный) был основателем
третьей династии. В те времена Мемфис превратился в богатый город. Правление
Джосера отмечалось длительным миром, последовавшимпосле борьбы за объединение страны, и всё
более возрастающим уровнем экономического благосостоянияю В огромном некрополе
Саккары Джосер повелел возвести необычную постройку полностью из камня, а не из
более привычных глиняных кирпичей. Ранее камень использовали лишь в редких
случаях. Инновационный проект строительства первой пирамиды был заказан
гениальному Имхотепу, верховному советнику царя. Имхотеп шесть раз переделывал
проект, и в результате была построена великолепная ступенчатая пирамида. В
качестве строительного материала он выбрал белый известняк для того ,чтобы
светлое прямоугольное сооружение было хорошо видно издалека.
Пирамида Джосера по форме напоминает месопотамский зиккурат.
В разных частях света существуют сооружения, схожие между собой по
архитектурному замыслу и по предназначению, будь то мексиканские лестничные
пирамиды или каменные пирамиды на Канарских островах. Смысл этих интересных
монументов заключается в том, что они, подкрепляя силу религиозной веры,
символизируют лестницу для восхождения в Небесное Царство после смерти.
На начальной стадии проектирования гробница Джосера
напоминала классическую мастабу, погребальная камера уходила на 20-метровую
глубину, после захоронения ее должны были закрыть гранитным блоком. Правда,
предназначение второго, глубокого и широкого колодца-шахты остается
неизвестным. Под землёй располагались различные галереи, использовавшиеся как
склады. Само погребальное помещение отделано голубой керамической плиткой и
похоже на настоящее жилище. В этих помещениях были найдены тысячи сосудов,
изготовленных из горного хрусталя, базальта и диорита: совершенство их
обработки ошеломляет. Позже, для увеличения площади этого захоронения, на
основании мастабы построили сначала четырехступенчатую пирамиду, а потом
количество ступеней увеличили до шести. Одна из заслуг Имхотепа в том, что он
сумел использовать традиционные архитектурные элементы, заменив материал.
Например, колонны и стены, обычно покрытые деревом или тростником, он выполнил
из обожженной глины и камня. Подземные камеры выглядят необыкновенно красиво:
идея использовать для этого маленькие прямоугольные плитки, покрытые голубой
глазурью, была подсказана мотивами циновок, которые, возможно, крепили на стены
царских дворцов.
Хотя пирамида фараона Джосера имеет внушительные размеры
(основание – 118 на 140 м,
высота – 62 м),
она всего лишь самая видимая часть целого архитектурного комплекса, состоящуго
из двориков, культовых зданий, камер, коридоров, галерей, гробниц для членов
семей. Построенный Имхотепом погребальный комплекс, вероятно напоминающий те
строения в которых жил фараон, был окружен стеной колоссальных размеров: она
достигала 10 метров
в высоту и тянулась более чем на полтора километра в длину. На территорию
комплекса можно было войти только через одни ворота, остальные тринадцать были
ложными.
Отец Хеопса и первый правитель IVдинастии
Снофру был могущественным фараоном. Из списка его собственности явствует, что
он владел городами, землями, дворцами, а также еще участками, отвоеванными у
болот благодаря их осушению. Почти тридцать лет он правил по справедливости, и
подданные его любили. В период долгого правления Снофру по его повелению было
возведено три пирамиды: одна в Медуме и две в Дашуре, священном городе,
расположенном на западном берегу Нила, то есть там, где заходит солнце и где
традиционно хоронили усопших. Соответсвующие царские декркты гарантировали «городу
двух пирамид» исключительное положение и привилегии «до тех пор, пока будет
возможность совершать там культовые обряды, церемонии и любые божественные
службы на благо царя».
В Медуме, расположенном почти в 70 км от Гизы, Снофру,
вероятно, всего лишь завершил строительство пирамиды, начатое его
предшественником Хуни, о котором у нас очень мало сведений. Эта большая
пирамида, прозванная «башенной», достигала 70 метров в высоту,
состояла из 8 уступов, впервые в истории строительства египетских пирамид,
покрытых известняком, чтобы придать стене гладкую поверхность (к сожалению, эта
пирамида сегодня завалена грудой обломков и от неё осталась лишь центральная
часть). Здесь же впервые у входа в пирамиду был построен храм, к которому вела
монументальная лестница.
В Дашуре, некрополе, расположенном на полпути между Медумом
и Саккарой, более чем на 100
метров возвышаются две гигантские пирамиды, имеющие
квадратное основание. Их строительство датируют периодом правления фараона
Снофру. Некоторые считают, что строительством этих двух пирамид фараон пожелал
продемонстрировать царскую власть над «двумя землями». Одна из этих пирамид
известна как «ромбоидальная», «ломанная», или «с двойными гранями», поскольку
на определенной высоте угол наклона граней меняется, и весьма отвесные склоны
вдруг становятся более пологими. В единственной в своем роде ромбоидальной
пирамиде два входа, два коридора и две камеры с очень высокими потолками.
Существуют различные гипотезы относительно необычной формы
пирамиды. Наиболее убедительная из них состоит в том, что Снофру потребовал
сделать разный угол наклона, чтобы пирамида напоминала форму холма, над которым
поднимается первая заря, то есть место, где родился Атум-Ра, бог Солнца. По
другой версии, хотя и менее поэтичной, фараону не понравился изначальный наклон
пирамиды, и он приказал его изменить.
Другую пирамиду, находящуюся в Дашуре, называют «красной»,
поскольку она построена из красного известняка. Её высота составляет 99 метров, а угол наклона
граней 43 градуса не повторился ни в одной из позднее построенных пирамид.
В самих пирамидах в Дашуре никаких надписей нет, а имя царя
появляется только на дверных косяках. Оно начертано красным.
В Великой пирамиде, строительство которой приписывается
Хеопсу (Хуфу), первому сыну фараона Снофру, тоже нет четких сведений об
усопшем.
Какие доводы заставили египтян перейти от строительства
ступенчатых пирамид к более изысканным и сложным пирамидам с гладкими и покатыми
гранями, нам не известно.
Некоторые исследователи утверждают, что, поскольку культ Ра
(бога Солнца) постоянно набирал силу, гладкие верхушки «новых» наклонных
пирамид могли напоминать египтянам солнечные лучи, просачивающиеся сквозь
облака. В одном из древних священных текстов есть упоминание о сопровождении
бога Ра на небо фараоном: «Пусть небеса усилят для тебя свет лучей солнца, с
тем чтобы ты смог вознестись на небо».
На западном берегу реки Нил, в 10 километрах от
Каира, на скалистой возвышенности находится грандиозный археологический
комплекс – Гиза. Так называемая пирамида Хеопса похожа на каменнуюгору, она столь величественна, что
закрывает
часть неба. И она не только огромна, но и совершенна.
Первым изучать Великую пирамиду начал английский
ученый-исследователь
Флиндерс Петри. В период между 1880 – 1882 гг. он произвел точные замеры
Великой
пирамиды и выяснил, что её грани с абсолютной точностью соотносятся со
сторонами света, что разница сторон её основания минимальна: менее 20 см при длине 230 метров.
Этого
достаточно, чтобы оценить, как точны были измерения древних строителей, и
насколько точно они воплотили свои идеи в жизнь.
Пирамида Хефрена имеет высоту 143 метра (т.е. на 3 метра ниже
Великой
пирамиды), длина сторон основания – 215 метров. Она построена из
известняковых
блоков, на её вершине практически полностью сохранилась древняя
облицовка. Частично
присутствует облицовка и у основания пирамиды, где известняковые блоки
покрыты
красным гранитом.
На северной грани пирамиды находятся два входа: один на
высоте в 15 метров,
а другой пробит в скале. Галереи от обоих входов ведут в камеру, тоже
вырубленную в скале и облицованную красным гранитом; длина камеры – 14 метров, ширина
-5 метров.
Внутри камеры
находится саркофаг и установлен он так, что его крышка находится почти
вровень
с полом. Когда в 1818 году Джованни Бельцони удалось проникнуть внутрь
пирамиды, никаких следов мумии он там не нашёл. Комплекс сооружений,
окружающих
пирамиду Хефрена, помимо других гробниц и мощенных проходов включает еще
так
называемый нижний храм, расположенный ниже основания пирамиды, рядом с
речным
портом. Как считают археологи в этом впечатляющем строении происходило
бальзамирование тела царя. Один из переходов вел от этого храма к
другому,
предназначенному для церемоний и пристроенному к пирамиде, но не
имеющему в нее
входа.
Размеры третьей пирамиды – пирамиды Микерина – гораздо скромнее.
Её высота – более 60
метров, периметр основания – 108 метров.
Ближе к
основанию пирамида облицована огромными блоками красного гранита
(напоминающими
постройки в перуанских Куско или Мачу-Пикчу).
Вход в пирамиду с северной стороны. Это коридор длиною в 20 метров,
который
тянется под наклоном в 26 градусов строго с севера на юг. Таким образом
вход в
пирамиду идет горизонтально до небольшого помещения, а оттуда начинается
12-метровый туннель, ведущий в просторную прямоугольную камеру,
вырубленную в
скале (длина камеры – 9 метров,
ширина и высота – по 4.5
метра). В центре находится наклонная платформа, а
чуть
ниже её устроена небольшая антикамера, помещение наподобие прихожей, из
которой
можно попасть в помещение прямоугольной формы с шестью глубокими нишами в
стенах. Над этой антикамерой расположена еще одна маленькая камера
(приблизительно
4 на 2.5 метра),
выстроенная
полностью из гранита. Между потолком и скалой остался зазор от
нескольких сантиметров до полуметра, следовательно, 18 монолитных плит,
из
которых сделан потолок этой камеры, устанавливали на свои места,
поднимая
снизу. Как египтянам удалось поднять тяжелые блоки с пола и установить
их на
потолок в таком узком помещении – неясно….
Сфинкс вырублен из единого скального массива. Его длина 70 метров, высота
– чуть меньше
20 метров,
что примерно соответствует высоте шестиэтажного здания. Голова и шея
статуи-коллоса высечены в известняковом выступе. Чтобы вырубить его
тело,
пришлось углубиться в массив, для чего вокруг выступа была вырыта яма в
несколько метров.
Во все времена египтяне считали, что статуя была создана в
глубокой древности, и её почитали центром магической силы,
сконцентрированной в
окрестностях Гизы. Размеры и внешний вид статуи очень необычны. В
противоположность местным изображениям божеств, Сфинкс был наделен телом
льва и
человеческим лицом.
Статуя Сфинкса (это слово уже стало синонимом мистической
тайны) поставлена в том месте, откуда лучше всего просматривается долина
Нила.
Сфинкс обращен лицом на Восток, строго по направлению восхода Солнца в
дни
равноденствия. Сфинкс был погребен под песками более чем на тысячу лет, и
только в 1926 году были завершены его раскопки.
В первый раз, в 1400 году до н.э., фараон Тутмос IV(период
XVIIIдинастии)
велел провести раскопки и отреставрировать Сфинкса. Дабы увековечить
этот труд,
по его приказу между лап Сфинкса была поставлена гранитная стела. На
этой
каменной панели (известной сейчас как стела Сфинкса) в тринадцатой
строке есть
изображения картуша Хефрена. И некоторые ученые связывают загадочную
статую с
этим царём.
Но присутствие картуша Хефрена на стеле Сфинкса можно легко
объяснить и по-другому.
Например, как сообщение о реставрации загадочного монумента,
проведенной при этом фараоне. Дело в том, что в яме, где находится
Сфинкс,
очень быстро накапливается песок Сахары – это еще один довод в пользу
гипотезы
о том, что статуя была возведена еще тогда, когда пустыня не пришла на
эти
земли и никакой проблемы песчаных заносов просто не существовало, то
есть
намного раньше, чем это принято считать в официальной версии истории. Иначе, зачем нужен монумент обреченный
всегда
быть под песками? Ведь после реставрации Тутмоса IV статую Сфинкса еще не раз засыпал
песок.
Загадок, связанных со Сфинксом, со временем только
прибавляется. Невозможно определить хотя бы примерную дату создания
монумента
радиоуглеродным методом, так как она высечена в скале, и результаты
этого
анализа покажут лишь возраст существования мира.
Был ли это на самом деле фараон Хефрен, который повелел,
чтобы статуя с телом льва (животного, которого часто использовали в
Египте для
защиты священных мест) и человеческим лицом охраняла плоскогорье Гизы?
На все эти вопросы официальная археология сегодня дает
следующие ответы. Статую Сфинкса изваяли в эпоху правления Хефрена, и
именно он
повелел, чтобы голову статуи украшал царский убор, а лицу статуи,
первоначально
имевшему еще и типичную накладную бородку фараонов, придали его
собственные
черты (хотя с этим мнением согласны не все исследователи).
В надписи на Инвентарной стеле, представляющей собой
прямоугольную известняковую плиту, которая была найдена в Гизе
археологом
Мариеттом во второй половине XIXвека и хранится сегодня в
Египетском музее в Каире,
утверждается, что Сфинкс и Великая пирамида существовали задолго до
восхождения
на трон Хеопса. Впоследствии Инвентарная стела была дискредитирована
официальной археологией, которая посчитала ее всего лишь «вольным
сочинением на
историческую тему».
Тем не менее в начале XXвека археологи считали
статую Сфинкса
памятником более древним, чем пирамиды.
Шваллер де Любич, французский философ и математик, долгое
время живший в Египте, в своей книге «Правитель теократии фараонов»,
подчеркивает, что вследствие частых дождей в XIтысячелетии до н.э. на Сфинксе (это не
касается головы статуи) появились следы эрозии – следы от дождевой воды
ни с
чем нельзя перепутать. Это наводит на мысль о том, что гигантская статуя
существовала давно, примерно до 10 000 лет до н.э. Начиная с 3000 года
до
н.э. на территории Египта уже не было осадков, способных привести к
возникновению
тех следов эрозии, которые образовались как на статуе, так и в яме, где
она
находится. На голове Сфинкса типичный головной убор фараонов. В
сочетании с
диспропорцией между головой и остальной части статуи это позволяет
предположить, что голова была высечена еще в династическую эпоху.
Возможно,
изначально статуя не имела человеческого лица, а была с головой льва…
Многие геологи также утверждают, что видимые следы эрозии на
Сфинксе и на стенках ямы, в которой он находится, - результат
воздействия воды,
а не ветра. Трещины, вызванные песком и ветром, были бы горизонтальными,
с
четкими контурами, и не могли иметь закругленных или волнообразных
краев. Вертикальные
трещины могли появиться лишь вследствие попадания воды, льющееся сверху
вниз. Если
бы на статую воздействовал только ветер, то статуя Сфинкса, долгое время
скрытая песками, сохранилась бы лучше. Кроме того, другие памятники,
которые
находятся в долине Гизы, созданные из такого же известняка и
датирующиеся
официальной археологией тем же временем, что си Сфинкс, не имеют следов
эрозии.
Доцент Бостонского университета, геолог Роберт Шоч,
специалист по эрозии мягких пород, совместно с Энтони Уэстом издавший
книгу «Разгадывая
загадку Сфинкса», замечает: «Мне неоднократно говорили, что народы
Египта
додинастического периода не обладали необходимой технологией, чтобы
создать
Сфинкса. Я не настаиваю, что
Сфинкса
изваяли жители Атлантиды или инопланетяне, но я иду за наукой, а наука
приводит
меня к выводу, что Сфинкс был воздвигнут задолго до того времени,
которое
обычно называется… »
Сравнение изображений фараона Хефрена и статуи Сфинкса,
проведенное экспертом по идентификации личности из полиции Нью-Йорка,
показало,
что пропорции лиц совершенно различны, как при фронтальном изучении, так
и при
исследовании профилей.
Едва ли стоит подозревать древнеегипетских скульпторов в
неточности, поскольку они были мастерами высокого уровня, и если бы
задались
целью придать Сфинксу черты лица этого фараона, то сходство было бы
полным. Так
кого изображает лицо Сфинкса?
По сей день ответ на этот вопрос остаётся одной из тайн
гигантской статуи.
В 15
метрах к югу от Сфинкса расположено сооружение,
известное как Долинный храм Хефрена. Храм стоит на склоне, вдоль
восточной
границы некрополя Гизы, и несмотря на то, что при его строительстве были
использованы огромные известняковые блоки, облицованные гранитными
плитами (в
общей сложности вес конструкции составляет примерно 150 тонн), у него
гармоничные пропорции и изящные линии. Длина каждой стороны квадратного
основания строения равна 45
метров. Гигантские каменные блоки
Были поставлены друг на друга, как это делали при
строительстве своих сооружений строители, жившие в Перу еще до прихода
инков. Храм
Хефрена также отличается невероятной, исключительной точностью углов.
Сооружение великолепно сохранилось, так как до раскопок 1853
года, в ходе которых его обнаружил Мариетт, оно было скрыто под покровом
песка.
На стенах храма как с внешней, так и с внутренней стороны нет никаких
украшений. И так же, как и Великая пирамида, этот храм восхищает своей
безупречной
строгостью и производит неизгладимое впечатление.
С восточной стороны храма расположены два входа. У каждого
входа – стража, по два сфинкса. В иероглифических надписях на стенах у
входа
перечислены титулы, которые были присвоены фараону Хефрену. Там же он
назван
любимцем богини неба Нут.
Оба входа ведут в два небольших помещения. Чтобы попасть в
вестибюль, нужно пройти еще через две двери, а оттуда через единственную
небольшую дверь, расположенную посреди самой длинной стены (той, что
обращена
на запад), - в зал в форме буквы «Т».
Потолок этого зала поддерживают огромные, квадратные у
основания, пилястры-монолиты высотой около 4 метров. Основания
пилястр облицованы плитами (высотой чуть меньше метра), на капителях
пилястр
лежат массивные архитравы.
Как египтяне смогли передвинуть такие огромные каменные
блоки и установить их с такой абсолютной точностью? Почему они не
использовали
блоки меньшего размера, ведь для этого потребовалось значительно меньше
усилий,
а эффект был бы таким же? На эти вопросы официальная версия истории не
может
ответить до сих пор.
В зал в форме буквы «Т» сквозь узкие отверстия в потолке
проникают солнечные лучи. Есть предположение ,что когда то здесь стояли
23
статуи фараона Хефрена, восседавшего на троне. Но из всех статуй
неповрежденной
до нас дошла одна (сейчас находится в Египетском музее Каира). Другие
статуи
фараона, сделанные из диорита (очень твердый камень черного или зеленого
цвета),
сланца или алебастра (материал, из которого сделано напольное покрытие),
сохранились лишь фрагментарно, целостный вид имеет лишь голова фараона,
выполненная
из розового гранита.
Функции этого храма кажутся понятными лишь на первый взгляд:
после смерти фараона здесь проводили ритуал очищения его тела и
подготавливали
его к новому рождению.
Но инвентарная стела говорит, что это строгое сооружение,
называемое «жилищем Осириса», во времена Хефрена уже считалось очень
древним.
В XIXвеке археологи были
единодушны в том, что это величественное
архитектурное сооружение, скорее всего, было построено еще в
додинастический
период. Но эта гипотеза была отвергнута после обнаружения на территории
вокруг
храма статуй Хефрена (вернее их фрагментов).
Предположение, что сын Хеопса мог любоваться постройкой,
созданной задолго до эпохи его правления, а потом объявить себя её
строителем,
не принимается в расчет. Однако, в истории Египта такое случалось не
раз:
фараоны присваивали себе пирамиды и стирали имена предшественников с
картушей.
Вероятнее всего версия о том, что в эпоху Хефрена древний
храм уже существовал, а его сооружение приписывали божественным фараонам
(которые
правили в Египте еще в Первое время). Фараон Хефрен поставил свою статую
в
храме для того, чтобы выразить своё почтение легендарным божественным
фараонам.
В Абидосе, расположенном в Верхнем Египте, примерно в 600 километрах
к югу
от Каира, находится храм Сети I,
фараона XIXдинастии, отца великого
Рамсеса II. Этот
великолепно сохранившийся и
впечатляющий своей красотой храм посвящен Осирису и известен как храм
миллионов
лет. Его стены богато украшены рельефами, изображающими «Бога
бессмертия».
По вычислениям археологов, на возведение Великой пирамиды
должно было уйти 23 года (это весь период правления Хеопса), при этом
днем и
ночью на строительстве должно было быть занято 100 000 человек. Эти
простые подсчеты говорят о невероятной сложности задачи для
древнеегипетской
цивилизации. Безусловно, что столь амбициозный проект должен был быть
одобрен
верховными жрецами Мемфиса.
С середины XIXвека археологи и ученые
обследовали каждый уголок Великой
пирамиды и измерили её бессчетное число раз как внутри, так и снаружи.
Дискуссии, связанные с размерами пирамиды вспыхнули с новой
силой, когда королевский астроном Чарльз Смит опубликовал свою книгу, в
которой
в частности утверждается, что при расчетах строительства Великой
пирамиды были
использованы знания математики, астрономии и геодезии и что её размеры
совсем
не случайны, а строго соотнесены с расстоянием между Землей и Солнцем.